Грань между целеустремлённостью и упрямством («Fate/Stay Night» VN)

Fireworky
30
Расцвет визуальных новелл, начавшийся в конце девяностых и продлившийся до середины нулевых, подарил миру проекты, ныне считающихся культовыми. Коллективы создателей разнились от профессиональных до любительских, среди которых выделилась компания TYPE-MOON: стартовав как додзин-кружок, она быстро привлекла к себе внимание и всего за четыре года доросла до статуса коммерческой организации. Собрав достаточно славы на своём первом творении, основатели не растеряли запала и взялись за следующий проект, ознаменовавший выход компании на новый уровень – визуальную новеллу «Fate/Stay Night».

С дебюта новеллы в 2004 году изменилось многое, и теперь под словом «Fate» подразумевается огромная вселенная, по большей части состоящая из спин-оффов оригинальной истории. Несмотря на это, «Fate/Stay Night» остаётся «началом всех начал»: по идее, именно с неё следует постигать франшизу по дате выхода. Учитывая то, что вселенной не стукнуло и двадцати лет, первоисточник не назовёшь устаревшим и более непригодным для привлечения новых фанатов.

История закончена и изначально не предполагала такого количества ответвлений, какое имеет, поэтому для получения цельного впечатления не нужно углубляться в сторонние материалы. По этой же причине данная статья будет концентрироваться исключительно на новелле «Fate/Stay Night» – и, так как оценивать другие проекты по франшизе мне ещё не доводилось, основывать свои утверждения на увиденном в её границах.

Итак, что из себя представляет эта визуальная новелла, чем может похвастаться и благодаря чему, вероятнее всего, сумела найти столь бурный отклик, не утихающий даже спустя восемнадцать лет после релиза? Как известно, любой проект встречают «по одёжке» – с неё-то и стоит начать.

Визуал, звуковое сопровождение и прочие элементы оформления

О сюжете будет сказано ещё много, но первое, за что можно порекомендовать «Fate/Stay Night» – качество исполнения. В отличие от книги, у любой визуальной новеллы есть куда больше способов привлечь внимание читателя, кроме как удивить его писательским слогом автора: помогают в этом и изображения, и музыка, и, временами, озвучка героев. Почти все перечисленные аспекты выполнены здесь на высшем уровне.

Знакома ли вам ситуация, когда описываемая эмоция персонажа не соответствует изображённой на спрайте? Или когда один и тот же спрайт висит на экране уже долгое время, будто бы персонаж «завис», не реагируя на происходящее? Так вот, этого вы тут не увидите. Сюжетно-важных личностей здесь в достатке, и никому из них не поленились нарисовать приличное количество спрайтов, в полной мере передающих повадки каждого персонажа. Порой во время игры складывалось впечатление, будто спрайтов ЧЕРЕСЧУР много, ведь некоторые из них мелькают максимум пару раз за всю новеллу, а то и вовсе нарисованы для определённой сцены. При этом их детализация не выглядит заурядной: не ремейк «Tsukihime», конечно, но смотрится добротно – причём даже сейчас, что уж говорить о годе выхода новеллы.

797x597

Не меньшей похвалы заслуживают и CG. Сочетая в себе жанры городского фэнтези и боевика, «Fate/Stay Night» просто не могла остаться без многочисленных иллюстраций экшен-сцен – это понимали и разработчики, снабдив проект более чем ста пятьюдесятью дополнительными изображениями (и это ещё без учёта тех, что в игре за CG не считаются и вынесены в подраздел).

Порой картинки сменялись так быстро, что только успевай рассматривать: идеальным тому примером станет любая сцена «высокого эмоционального накала» – каждая из таких насчитывает по три-четыре CG минимум, причём относится это как к сражениям в финалах рутов, так и к хентайным вставкам. Последние здесь тоже имеются, но их не настолько много, как можно было себе представить – да и по крайней мере они обоснованы сюжетно.

Звуковая составляющая новеллы на первых порах была довольно скудной, поэтому поверх оригинала рекомендуется ставить патч «RealtaNua» – он добавляет озвучку реплик от тех же сэйю, что работали с персонажами в аниме-адаптациях, а также обогащает плейлист фоновой музыки. Собственно, главной причиной ставить этот патч является именно труд актёров озвучивания, потому что саундтрек он почти не спасает.

Музыка «Fate/Stay Night» не раздражает слух, однако если сравнивать её с местным визуалом, сочетающим в себе и качество, и количество – становится ясно, что саундтрек в сильные стороны новеллы не попадает. Для текста подобного объёма тридцать семь треков – это несерьёзно, а композиции, внедрённые через «RealtaNua», играют преимущественно в завершениях рутов и общую картину особо не сглаживают. Конечно, малое разнообразие в музыке вряд ли испортит вам впечатление от повествования, но всё же слегка удручает.

797x597

Если уж речь зашла о размерах новеллы, то продолжительность «Fate/Stay Night» – это, пожалуй, первое, что вы должны знать о ней перед запуском. Точный объём текста определить сложно, ведь информация разнится от источника к источнику, но одно можно сказать наверняка: за пару недель вы новеллу не осилите. Насчитывая приблизительно миллион слов и предполагая скорость чтения двести слов в минуту, история затребует около сотни часов свободного времени.

С одной стороны, формат визуальной новеллы даст вам самое чёткое понимание происходящего, разжуёт так, как ни одно аниме не сможет. С другой стороны – вероятно, не будь «Fate/Stay Night» такой огромной, многие люди начинали бы с неё, а не искали сомнительные обходные пути среди адаптаций. Как бы то ни было, длина новеллы тоже не безосновательна: вернее всего было бы рассматривать её как особенность, не поддающуюся делению на плюсы и минусы.

И последнее, о чём надо упомянуть перед переходом к завязке – структура прохождения. «Fate/Stay Night» делится на три альтернативных по отношению друг к другу сценария, заданных к прочтению в определённом порядке. Проще говоря, сделанные на протяжении первого рута выборы при всём желании не выведут вас на какой-то другой рут, как бы вам этого ни хотелось –разве что приблизят или отдалят от истинной концовки того, на котором находитесь. А вот после достижения этой концовки уже можно будет перескочить на следующий сценарий.

Каждый рут обладает своими отличительными знаками: разнятся не только объекты воздыханий протагониста, но и скорость развития событий, исследуемые темы, находящиеся в фокусе персонажи второго плана и так далее. По сути, это три истории, связанные единым сеттингом, героями и общим стартом – сначала погружающим читателя в происходящее, а потом, по мере прочтения рутов, сталкивающим его на ту или иную сюжетную линию. О нём далее и пойдёт речь.

797x597

Завязка


В небольшом японском городке Фуюки вспыхивает пожар. Пускай покрываемая им площадь заняла лишь часть всей территории, ущерб это бедствие оставило непоправимое: сотни изувеченных и погибших людей, среди которых оказался семилетний мальчик по имени Широ. В той катастрофе бы его история и закончилась, если бы не подоспевший вовремя мужчина, спасший ребёнка из руин, а впоследствии – и приютивший его как сына.

Прошло десять лет. Приёмный отец мальчика отошёл в мир иной, однако повзрослевший сын успел унаследовать от него многое – начиная просторным поместьем и заканчивая взглядами на мир вкупе со знаниями о магии. От покойного Эмии Кирицугу Широ в общих чертах узнал, что из себя представляют маги современного мира, скрывающиеся от простых людей, и загорелся желанием приблизиться к этой общине настолько, насколько возможно. К сожалению, отец поведал ему мало, а самообучение протекало не гладко: каждый вечер Широ подвергал свою жизнь опасности, применяя магию без подготовки, и вне зависимости от стараний достигал минимальных успехов.

Если не брать в расчёт эти тренировки, в остальном юность Эмии Широ протекала самым обычным образом. По утрам он готовил завтрак со своей подругой Мато Сакурой, днём ходил на уроки и восхищался известной в кругах учеников отличницей Тосакой Рин, а остальное время тратил на прочие мелочи повседневного быта. Тем не менее, одной случайной встречи в школьном дворе оказалось достаточно, чтобы жизнь парня перевернулась с ног на голову.

Описывать произошедшее с ним в подробностях будет излишне, поэтому перейдём сразу к результатам – то есть тому, что имел наш главный герой по окончанию судьбоносного дня. В минуту опасности его спасла возникшая из ниоткуда девушка, закованная в латы и представившаяся Сэйбер; позже она объявила о том, что является Слугой, готовой защищать его отныне и впредь.

Когда за Широ началась погоня, поставившая его жизнь под угрозу, это заметила находившаяся неподалёку Тосака Рин – как оказалось, напрямую связанная с миром магов. Убедившись, что опасность миновала, она ввела новоиспечённого Мастера в курс дела: теперь ты – один из семи участников Войны Святого Грааля, ритуала, где маги борются за артефакт, исполняющий любое желание. Сам артефакт Широ не интересовал, однако отказ от ответственности сулил смерть – причём не столько ему самому, сколько невинным людям, которых он в теории мог бы спасти. Волей-неволей пришлось согласиться – а после этого уже осознать, какой контракт был им подписан…

797x597

Рут первый: «Fate»

Первое, чем цепляет этот рут – эффект новизны. Прочитав все три варианта развития событий, ты понимаешь, что первый из них, вероятно, был самым спокойным, но это не ощущается его недостатком: всё-таки при прохождении сравнивать было не с чем, а уже после ностальгия приглушает возможные недочёты. Если во втором и третьем сценариях читатель жаждет наблюдать многочисленные сюжетные повороты, ведь с основами мира давно ознакомлен, то здесь он только изучает эти основы – с чем сама новелла ему активно помогает.

Пускай стартовый рут проходится по разным аспектам сеттинга, наибольший акцент в нём делается на Слугах – подобии фамильяров, призываемых магами в качестве союзников в Войне Святого Грааля. На самом деле, такая ассоциация несколько грубовата, поэтому позвольте поправиться: если фамильяры – это, как правило, зверушки, помогающие магам в быту, то Слуги – разумные личности, способные не только защищать своего Мастера в поединках, но и помогать с планированием стратегий (за редким исключением). В обмен на это призвавшие их маги снабжают Слуг магической энергией, обеспечивающей их пребывание в нашем мире.

По своей природе Слуги, как можно было догадаться – не простые люди: их можно назвать копиями душ легендарных героев, призываемыми из любой эпохи. Конечно, выглядят они здесь не так, как на страницах древних летописей, но суть остаётся прежней – при удачном сложении обстоятельств будущий Мастер способен явить перед собой определённую знаменитость. Страна или национальность не важны: воплотиться Слугой может как герой мифов Древней Греции, так и русский богатырь.

Следовательно, одна из главных интриг рута «Fate» – знакомство со Слугами. Благодаря тому, что их внешность изменена, а вместо имён используются классы (Сэйбер – «мечник», Арчер – «лучник» и т.д.), узнать знаменитость с первого взгляда будет проблематично: как-никак, в том и соль маскировки. Да и разоблачения всех имён на первом же сценарии ждать не стоит. Этот рут рассматривает Слуг не как отдельных личностей, а, скорее, как концепт – прежде чем разбираться в характерах героев, нужно понять принципы, по которым работает система их призыва.

Главным источником наглядной информации здесь является Сэйбер – Слуга Эмии Широ, неумышленно призванная им и представляющая для него не меньшую загадку, чем для читателя. Однако так как Широ – обычный парень с нулевым пониманием ситуации, то и к своей Слуге он не может относиться соответственно статусу Мастера: для него Сэйбер – в первую очередь девушка, которой не пристало брать в руки оружие. Такая позиция порождает между Широ и Сэйбер множество конфликтов, ведь каждый раз, когда Широ пытается отодвинуть опытного мечника за спину и сразиться с врагами КАК МУЖЧИНА, с поля боя его вытаскивают почти без сознания и со сквозными ранами по всему телу. Тем не менее, возникшая после обретения Слуги регенерация сводит весь урон на нет за одну ночь, и уже к следующей последовательность повторяется.

Надо отметить, что на протяжении всех рутов нашему протагонисту несказанно везёт, и в его объекты обожания всегда попадает девушка, по своему упрямству не уступающая твердолобости Широ. Умение стоять на своём – очень ценная черта характера, однако в случае Широ она достигает таких масштабов, что кому-то необходимо спускать его с небес на землю. Впрочем, это касается и каждой из девушек: конечно, препятствовать участию Сэйбер в сражениях из-за её пола – настоящее оскорбление для столь умелого бойца, как она, однако по мере развития событий выясняется, что и у неё есть убеждения, в справедливости которых любой здравомыслящий человек мог бы усомниться.

797x597

Сэйбер и Широ – до ужаса непреклонные в своём мышлении люди, каждый из которых пытается убедить другого в его неправоте во имя успешного сотрудничества. На фоне сказанного ранее следует уточнить, что ошибочность позиции Широ заключается не столько в попытках запретить Сэйбер воевать, сколько в том, что он пытается делать это вместо неё: такое стремление лезть на передовую само по себе опасно, а уж против Слуг, чья сила многократно превышает человеческую – и подавно. Его оппонентка же не просто отнекивается, доказывая непутёвому Мастеру верность своих идей, а действительно беспокоится об импульсивности Широ: сначала из-за того, что без него ей Войну не выиграть, а затем потому, что становится к нему неравнодушна. Таким образом, противостояние Широ и Сэйбер основано на заботе, постепенно приводящей к романтической привязанности.

Романтика – однозначно одна из сильнейших сторон этого рута, показанная в нём несравненно лучше, чем в последующих. Этому способствуют два факта: во-первых, знакомство Широ с будущей возлюбленной здесь происходит в рамках сюжета новеллы, во-вторых, добиться сердца Сэйбер по многим причинам куда сложнее предполагаемого.

Главных героинь второго и третьего сценариев протагонист знает около года, тогда как Сэйбер – всего две недели, потому что примерно столько и длится Война Святого Грааля. Рин и Сакура, будучи обычными школьницами, уже на седьмом игровом дне берут инициативу в свои руки и оказывают Широ знаки внимания; Сэйбер же, как личность, прикованная к статусу Слуги, не может позволить себе подобных послаблений. И дело тут даже не в самом статусе – героический дух вполне может быть плейбоем, если ему это свойственно (один Слуга в синем это подтвердит). Нет, в её случае проблема исходит из далёкого прошлого: Сэйбер была настолько задавлена ожиданиями подчинённых, что не привыкла к отношениям и влюблённости – у неё не было ни времени, ни возможности ощутить на себе нечто подобное. Поэтому Широ приходится добиваться её самостоятельно, сквозь ссоры и примирения. Поначалу почти незаметно, но это приносит свои плоды: а потому можно сказать, что это именно тот случай, когда его упорство по-настоящему достойно уважения.

797x597

К другим преимуществам рута «Fate» следует отнести его равномерный темп повествования. События разворачиваются не очень поспешно в сравнении с, например, следующим рутом, но это идёт только на пользу. Читатель успевает разобраться и в тонкостях взаимоотношений главных героев, и с устройством нового для него мира в целом – при этом не страдая от затянутости, коей тут тоже не наблюдается. А ещё одним плюсом этого рута является его лёгкость в понимании: если тот же третий рут заставит вас поскрипеть мозгами, то здесь всё преподносится куда более расслабленно.

В некотором роде рут «Fate» кажется добротным представителем сёнена: все углубления в психологию оставлены на другие сценарии, а здесь у нас только история про упёртого парнишку, продолжающего бой на одной силе воли и выживающего в немыслимых схватках лишь благодаря удаче. Правда, в отличие от большинства сёнен-протагонистов, у Эмии Широ за регенерацией стоит веское объяснение, поэтому на удачу его живучесть всё же не спишешь – да и отсутствие страха больше походит на последствия травмы, чем храбрость. Как бы то ни было, на первом руте читатель может догадываться об этом лишь в общих чертах.

Аналогия с типичными историями для мальчиков-подростков касается и других особенностей данного сценария: призыв одной из сильнейших Слуг обычным японским школьником до поры до времени воспринимается как штамп, а от второстепенных персонажей ввиду недостаточного экранного времени так и веет шаблонностью. Будь рут «Fate» законченным произведением, он бы отложился в воспоминаниях людей как сёнен – с интересным сюжетом, неплохими фишками вроде той же войны на выживание, но всё-таки сёнен. К счастью, большинство моментов, кажущихся недостатками при прочтении данного рута, получат заслуженное внимание в последующих: этот же сценарий следует рассматривать как вводный и прощать некоторые огрехи. Запаситесь терпением и ждите – всё объяснят, а вместе с тем удивят больше ожидаемого. Не нужно ругать рассказчика до того, как он поведает историю до конца.

797x597

Рут второй: «Unlimited Blade Works»

В сравнении с размеренностью первого рута, «UBW» – полная его противоположность. За свою основу этот сценарий берёт стремление показать преимущества «Fate/Stay Night» как истории о сражениях – это касается как боёв в привычном понимании слова, так и идейных противостояний.

Хоть темп повествования во втором руте и отличается от предыдущего, он всё так же хорошо выдержан. К тому, что в фокусе ныне находятся экшен-сцены быстро привыкаешь и начинаешь получать удовольствие – с персонажами мы уже знакомы, значит, пора посмотреть, на что они способны. А когда речь заходит о разнообразии умений, простор для творчества отдаётся Слугам: если в руте «Fate» они рассматривались как единая система, то здесь внимание читателя концентрируется на определённых представителях – тех, что участвуют в нынешней Войне Святого Грааля. Исключениями являются Сэйбер и Райдер: первой уделили прошлый рут, а вторая проявит себя в следующем.

Пожалуй, главное напутствие будущим читателям относительно второго рута – если вам понравился какой-то Слуга, и это не одна из вышеупомянутых прекрасных дев, то лучше упивайтесь его/её экранным временем в «UBW» так, как только можете, поскольку ещё одного шанса может не представиться. Одни сумели проявить себя, объединившись с главными героями или дав им достойный отпор, другие ограничились рассказом о своей предыстории, однако факт остаётся фактом – полноценными личностями местные Слуги предстают только в данном варианте развития событий.

Среди героев этой Войны Святого Грааля отдельно хотелось бы выделить Гильгамеша: в отличие от других Слуг, каждый из которых получает наибольшее экранное время в одном определённом сценарии, важные сцены этого персонажа раскиданы между первым и вторым рутом. Вообще, всё, что относится к Гильгамешу – это спойлер, и его имя – тоже спойлер, но совсем не упомянуть его было бы непростительно, потому что образ этого Слуги в некотором роде восхищает.

По своей сути Гильгамеш – законченный эгоист. Ни во что не ставя своё окружение и обладая безразмерным арсеналом оружия, он может убить кого угодно по щелчку пальцев, просто потому, что ему захотелось – чего и следовало ожидать от Царя Героев. Впечатляет в нём, впрочем, вовсе не отношение к людям: в конце концов, нарциссы в произведениях – типаж далеко не редкий, и даже в «Fate/Stay Night» Гильгамеш не является единственным его представителем.

Зачастую за маской самовлюблённого мерзавца скрывается жалкая личность с кучей комплексов, и опознать её легко ещё до того, как вскроются флэшбеки с тяжёлым детством и деревянными игрушками. Подобный персонаж взвивается в ярости каждый раз, когда кто-то задевает его эго: вне зависимости от тяжести оскорбления он тут же психанёт и попытается размазать «обидчика» всеми подручными способами. Речь идёт как о тех, кто открыто выражает свою злобу, так и о тех, кто сдерживается хотя бы внешне – пускай вторые и располагают к себе больше первых.

Что же касается Гильгамеша, то он интересен тем, что не относится ни к одному из этих типажей. Даже рассматривая людей как чернь, он находит в их массе единиц, заслуживающих особого обращения: Гильгамеш спокойно общается со своим Мастером, не выказывая раздражения тем, что ЕМУ приходится зависеть от чьего-то призыва, а также видит Сэйбер как полноценного противника, ради победы над которым не лишним будет и в броню заковаться. К последней он ещё и питает чувства… но и те преподносит в характерной манере.

797x597

На его здравомыслие (чем, согласитесь, может похвастаться далеко не каждый персонаж с раздутым самомнением!) намекает и умение Гильгамеша принимать поражение с честью: если он считает врага равным себе, то признает даже собственную смерть – что, казалось бы, с его эгоизмом совершенно не стыкуется. Однако самое ценное в Гильгамеше – это то, что он УВЕРЕН в своих взглядах на мир. Пока многие злодеи без конца треплются о мечтах управлять миром, этот героический дух утверждает, что уже владеет им: а попытайся кто-то доказать ему обратное, вероятно, не взбесится, а просто посмеётся.

Даже определённый момент из второго рута, где один смертный – идеальный представитель эгоиста с комплексами, кстати – наехал на Гильгамеша с претензиями, отлично продемонстрировал эту черту его характера: в ответ Гильгамеш не повысил голоса, а просто проигнорировал. Потому что вся эта показуха, попытка доказать плебеям их неправоту – абсолютно бессмысленна. Для Царя Героев это то же самое, что для нас с вами орать на муравьёв. Этим Гильгамеш и прекрасен, и, вероятно, именно поэтому по сей день остаётся одним из самых узнаваемых лиц франшизы наравне с Сэйбер.

797x597

Основной конфликт «UBW» во многом схож с таковым у рута «Fate»: в обоих случаях кого-то убеждают, что его собственные желания ценны. Тем не менее, если прежде доводы подбирал Широ, пытаясь достучаться до Сэйбер, то здесь переубеждают уже его самого – а задача эта достаётся Тосаке Рин, союзнице протагониста и по совместительству Мастеру Арчера.

Следует отметить, что на этой роли она смотрится правдоподобнее главного героя. Когда Широ доказывает кому-то важность жизни, он выполняет свой долг, обязывающий помогать каждому – вместе с тем не понимая сути совета, который даёт. Рин, в свою очередь, от таких терзаний не страдает и действует прямолинейно: с одной стороны, она способна хитрить и извлекать выгоду из людских слабостей, но с другой – если она проявляет к кому-то неравнодушие, то можно сказать наверняка, что девушка делает это от чистого сердца.

«Unlimited Blade Works» – это рут, центральной героиней которого становится Тосака Рин. Печально, но её романтическую линию даже не назовёшь «линией»: пока иные руты отводят романтике значительную часть сюжета, тут этот жанр чувствуется дополнительным – то есть нужным лишь для того, чтобы разряжать суровые разборки милыми сценками. Впрочем, такое положение дел вяжется и с характером самой героини: пусть в делах любовных Рин и смущается как любая девушка её возраста, большую часть времени она уверенна в себе и не требует столь же деликатного отношения, как Сэйбер или Сакура.

797x597

В любом случае, главная причина малого количества романтики внутри «UBW» кроется в другом: на неё банально не оставалось времени. Второй рут в кои-то веки концентрируется не на девушках вокруг Широ, а на нём самом, и его мировоззрение наравне со своими истоками получает здесь наибольшее раскрытие. Способствует этому и выяснение отношений между Широ и Арчером: так как Мастер последнего заключила с главным героем союз, её Слуге не оставалось ничего, кроме как терпеть нежеланную компанию. Широ симпатией к Арчеру тоже не проникся, из-за чего у них сходу сложилась обоюдная неприязнь – к концу рута обратившаяся непримиримой враждой.

Что можно сказать о Широ, основываясь на его поведении из первых полутора рутов? Ну, он определённо очень добрый и отзывчивый парень. Если школьный друг попросит его подлатать технику в классной комнате, Широ отложит все дела и побежит помогать. Если навещающая его каждое утро подруга захочет прийти пораньше и приготовить ему завтрак, Широ впоследствии постарается вставать ни свет ни заря, лишь бы не обременять её такими заботами.

Когда в ходе Войны Святого Грааля логичнее всего будет пересидеть в укрытии, дабы проработать детали плана, Широ ринется на поиски врага, ведь «пока мы сидим, наш противник уже может убивать ни в чём не повинных людей».

А если в гуще схватки Широ впечатают в стену, проткнут насквозь руку или сломают рёбра, он всеми силами будет игнорировать боль, не переставая атаковать. Что бы ни делали с Широ противники и какие бы мучения ему не приходилось переживать, он стерпит и даже не задумается о том, что, возможно, отступить и восстановить силы было бы куда разумнее, чем изо дня в день подводить себя всё ближе и ближе к точке невозврата.

…Звучит уже не так похвально, да? В зависимости от ситуации, участливость Эмии Широ способна обернуться настоящим безумием: если на первых порах отвага протагониста кажется достойной подражания, то чем дольше и внимательнее ты на него смотришь, тем более отталкивающим становится его поведение.

Видя, как Широ в очередной раз отмахивается от смертельной раны, как от царапины, его стойкость уже не вызывает восхищения – она просто пугает. Человек, ставящий интересы окружающих НАСТОЛЬКО выше себя, рискует остаться без заслуженной награды, вместо этого продолжая выматываться ради того, чтобы потом повторять это снова и снова. И вредить своими поступками он будет не только себе, но и людям, что за него беспокоятся. Впрочем, о влиянии безрассудства Широ на его близких будет рассказывать следующий рут – пока же сосредоточимся на том, что привело его к таким взглядам на мир.

В принципе, о причинах постоянных самопожертвований Широ можно было догадаться ещё при прочтении пересказа завязки: парень оказался единственным человеком, пережившим катастрофу, и на фоне этого заработал синдром последнего выжившего, требующий беспрерывно испытывать вину за своё существование. Усугубило ситуацию и то, что мировоззрение отца только подкрепило зарождавшееся отклонение Широ: при жизни Эмия Кирицугу был не менее упрямым борцом за идеалы, способным убить в себе все чувства ради «всеобщего блага».

Мнение человека, ставшего для мальчика всем, и возникшая после душевная травма легли друг на друга, сделав из Широ того, кем он является. Борьба за «мир, где ВСЕ будут счастливы» стала фундаментом его личности, а потому любое высмеивание этой позиции он начал воспринимать как глубочайшее оскорбление. К несчастью, на её почве и зародилось взаимное презрение между ним и Арчером, ненавидящим Широ за столь глупые мечтания.

797x597

Яркий и насыщенный сюжетными поворотами рут «Unlimited Blade Works» делает своей главной темой идейное противостояние Широ и Арчера, чьи идеалы в силу определённого жизненного опыта оказались прямо противоположны взглядам главного героя. В целом, даже за пределами этой сюжетной линии Слуга Тосаки Рин получил достаточное количество экранного времени, дабы приковать к себе внимание читателей: саркастичный, немногословный и пребывающий себе на уме, Арчер проворачивает такие стратегии, что до последнего не получается понять, какие цели он преследует.

Несмотря на это, его сияние в данном сценарии ничуть не заслоняет фигуры остальных Слуг, которым тоже есть, что о себе сказать. Их ныне сформированные образы делают сражения ещё эмоциональнее – ведь теперь читатель не просто наблюдает искромётные битвы, но и сильнее сопереживает её участникам. По всей видимости, к недостаткам этого рута можно отнести разве что слабую романтическую линию, которая могла бы разочаровать фанатов Рин: в остальном же история не только держит, но и завышает планку.

Рут третий: «Heaven’s Feel»

На финальный сценарий легла обязанность сохранить многозадачность, ведь от него требовалось быть как новой историей внутри сеттинга, так и лаконичным завершением для новеллы в целом. Вероятно, из-за этой многозадачности «Heaven’s Feel» получился самым продолжительным рутом из всех.

Предыдущий рут знакомил читателя с личностями Слуг – этот же, соответственно, акцентирует его внимание на Мастерах. То, как «Heaven’s Feel» повышает градус реализма, вместо мифических сущностей делая упор на более приближенных к нашей эпохе людей, заметно и по нынешнему объекту воздыханий главного героя – ученице первого года старшей школы Мато Сакуре. Прежде её значимость для истории стремилась к нулю: на самом старте обоих сценариев Сакуру неизменно отправляли отсиживаться за кадром вплоть до окончания Войны Святого Грааля.

Учитывая то, что Мато Сакура – самая обычная девушка, решение временно запретить ей ходить в гости к Широ поначалу кажется обоснованным. В самом деле, пребывание дома должно было защитить Сакуру от опасностей, однако это не значило, что таким образом её жизнь наладится. Только на этом руте Широ обращает внимание на то, как тяжело его подруге находиться в кругу семьи: единственные родственники в лице деда и старшего брата едва ли видят в ней человека, а последний ежедневно срывает на сестре гнев – тогда как сама Сакура слишком напугана, чтобы дать отпор. Наблюдая это, Широ осознаёт, что не давать Сакуре появляться у него дома – мысль далеко не выигрышная, и лучше бы дать ей поселиться у себя ненадолго, невзирая на возможные риски. Так Сакура начинает жить вместе с Широ.

797x597

Когда-то давно клан Мато числился в рядах обладающих магией, но годы шли, и врождённая предрасположенность его членов начала ослабевать: к появлению Сакуры потенциал Мато рассеялся настолько, что её поколение и все последующие ничем не отличались бы от простых людей. В результате она и её брат, связанные с магическим миром теснее любого среднестатистического жителя Фуюки, могли лишь проживать юность так же, как и их сверстники.

Способность пропускать сквозь себя магическую энергию, впрочем, сохранилась у старейшего из семьи Сакуры – её деда, Мато Зокена. Несмотря на то, что первые два сценария читатель о его существовании даже не догадывался, здесь он играет весьма значимую роль: мало того, что один из центральных антагонистов рута, так ещё и Мастер. А раз уж статус участника Войны Святого Грааля подразумевает стремление получить артефакт, исполняющий любое желание, то очевидно, что таковое есть и у Зокена. Правда, в его случае впечатляет не столько само желание – хотя и оно тоже – сколько путь, проделанный для того, чтобы к нему приблизиться.

Мотивация Мато Зокена – одна из самых интересных во всей новелле, и в первую очередь она запоминается своей простотой: фактически, этот человек просто не хотел умирать. Не в силу болезни, не от чьего-то оружия, а просто не хотел, в принципе. Конечно, и на первый взгляд Зокен не покажется молодым, но вряд ли у кого-то получится догадаться заранее, что пожилой маг существует на этом свете уже около пятисот лет.

В произведениях с уклоном в фэнтези бессмертные персонажи встречаются не редко, однако и здесь разработчики «Fate/Stay Night» умудрились пойти наперекор шаблонам. Бессмертие часто преподносится авторами как нечто между благословлением и проклятием, дарующим обладателю немыслимый жизненный опыт, но вместе с тем изматывая психологически, не давая испустить дух даже тогда, когда сама жизнь встала поперёк горла. Трагедия подобных персонажей обычно заключается в том, что они бы и рады умереть, да не могут: в отличие от них, Мато Зокен был способен уйти на покой в любой момент. В сущности, это было даже не бессмертие, а искусственное продление жизни – пускай и выглядящее как бессмертие из-за своей чрезмерной продолжительности. Однако пускай разум его продолжал жить, физически Зокен всё равно оставался стариком.

Сеттинг «Fate/Stay Night» предлагает множество занимательных концептов (среди которых и перемещение сознания в неживые объекты, и различные трактовки слова «проецирование»), однако идею «стареющей души» я считаю самой выдающейся из всех. Это уже не приевшийся штамп с десятилетней девочкой, ментально заставшей эпоху Средневековья: Зокен едва ли не разваливается на части, однако продолжает поддерживать себя в относительном здравии для достижения заветной цели.

Безусловно, так как дедушка Сакуры – персонаж отрицательный, его способы не назовёшь безопасными: ради сохранения долгожительства он может поглощать случайных людей, да и в целом в методах себя не ограничивает. Но в чём бы не заключались истинные намерения Зокена – упорство такого масштаба по-своему восхищает. По мере чтения «Heaven’s Feel» вам предстоит не раз удивиться тому, насколько же живуч глава клана Мато: как бы то ни было, к тому моменту, как герои сумеют одержать над ним верх, исход его борьбы вряд ли вызовет у кого-то сожаление.

797x597

Помимо Зокена Эмии Широ в данном руте противостоит столько отдельных личностей, что выделить кого-то одного из них как «главного злодея» не представляется возможности. Противников много, все они сильны, а сущность виновника, регулярно убивающего простых граждан под покровом ночи долгое время остаётся загадкой. Многочисленные гибели людей, которых раньше удавалось избежать, здесь ставятся перед протагонистом как факт: все эти нагнетания сильно влияют на общую атмосферу рута, которую в «Heaven’s Feel» не назовёшь никак иначе, кроме как мрачной и безысходной.

И всё же, пока ваши ожидания не оказались слишком завышенными, позвольте прояснить одну важную вещь. Безусловно, «Heaven’s Feel» – по-своему интересный рут, однако и в его случае необходимо помнить, что у каждого из сценариев вместе с плюсами всегда имеются минусы. Рут Сэйбер может не удовлетворить некоторых своей простотой и сёненоподобностью, рут Рин – упором на экшен вместо раскрытия деталей сеттинга и слабой романтической линией, ну а рут Сакуры… думаю, основным его недостатком однозначно следует назвать темп повествования.

После того, как Сакура переезжает в дом Широ, события делятся на две половины. Днём – повседневность, где главный герой заботится о приболевшей подруге, а ночью – сражения, которые, на самом деле, весьма условные, так как по большей части время тратится на патрулирование города и попытки выяснить «что происходит и почему все умирают». Прогресс есть, благодаря чему мы потихоньку начинаем понимать как причины хвори Сакуры, так и нестандартность нынешней Войны Святого Грааля – однако порой этот прогресс настолько мизерный, что хоть головой об стенку бейся.

Стоит, впрочем, отдать этому руту должное – неторопливость повествования играет на руку в том случае, когда речь идёт об одной из главных интриг истории. Это же было заметно и в «UBW»: в обоих случаях центральные сюжетные повороты не обрушивали на читателя, как снег на голову, а подводили его к осознанию «за ручку» – то есть так, чтобы к тому моменту, когда суть объявят во всеуслышание, он уже сам обо всём догадался. Подход действительно достойный уважения, играть с восприятием надо уметь.

797x597

Говоря о сильных сторонах «Heaven’s Feel», необходимо подробнее поговорить о самой Мато Сакуре – центральной героине этого рута. Так как читатель не мог привязаться к ней по событиям предыдущих сценариев, постигать характер девушки здесь приходится едва ли не с пустого места – и вот тут выясняется, что Сакура может быть вовсе не так мила, как кажется на первый взгляд. Однако касается это даже не какой-то «демонической харизмы», вроде той, что заметна в Тосаке Рин: нет, Сакура, скорее… просто раздражает.

Она трусливая, неуверенная, не понимает собственных чувств и потому идёт на опрометчивые поступки – а Широ, которому в момент проведения Войны Святого Грааля и так приходится несладко, постоянно вынужден бросать все дела и кидаться ей на выручку. Что интересного может быть в героине, которая способна только доставлять проблемы окружающим? Ну, для начала – то, что свою ничтожность она прекрасно осознаёт.

Сакура – отлично проработанный персонаж, и её поведение, приходящееся по душе немногим, замечательно это иллюстрирует. Так уж повелось, что если рядом с главным героем находится «девушка в беде», то ей необходимо быть миленькой, покорной или просто обладать чертами, способными заставить читателя желать её спасения. В реальности же такое случается редко, особенно если мы говорим о людях вроде Сакуры – людях, заработавших трудный характер не по своей вине, а в силу стечения непредотвратимых обстоятельств.

Проживая в одних стенах с дедом и братом, ни во что её не ставящими, этой девушке каждый день приходилось терпеть издевательства. Но как бы плохо ей ни жилось дома, рядом с другими людьми Сакура ведёт себя естественно, чем и не вызывает подозрений: даже сам Широ признавал, что, глядя на улыбку Сакуры ранним утром, не мог и помыслить о том, какие отвратительные вещи ей доводилось выносить.

Центральная героиня «Heaven’s Feel» хороша тем, что она реалистична. Сакура считает, что недостойна всей доброты, что получает от приютившего её человека: поэтому она помогает ему с готовкой даже тогда, когда находится на грани обморока, поэтому однажды пыталась сбежать, не желая становиться для него обузой. Она на самом деле усложняет жизнь Широ, но зная, через что ей приходилось пройти – вряд ли у кого-то найдётся право её укорять.

А наиболее важной частью её взаимоотношений с главным героем является то, что и он сам, видя, как непросто найти с Сакурой общий язык, не прекращает сражаться за её счастье. Да, для читателя Сакура может и близко не быть такой крутой, как Сэйбер или Рин, но для Широ она – давняя подруга, и отвернуться от неё в ту минуту, когда ей больше всего нужна поддержка, было бы максимально жестоким для него поступком. И даже тогда, когда Сакура становится всё более и более проблемной, а остальные уже махнули на неё рукой, он продолжает стоять на её стороне.

797x597

Как и было сказано ранее, Сакура – испорченный обстоятельствами человек, и пускай девушка осознаёт собственные изъяны, она тратит все силы на то, чтобы маскировать их хотя бы внешне. Глубоко в её подсознании цвела ненависть ко всему человечеству, к каждому, кто был глух к её страданиям – но Сакура понимала, как неразумно такое мышление, и потому подавляла его.

Чувствам нередко приходится идти вразрез со здравым смыслом, и на примере Сакуры новелла преподносит читателю важную мысль: даже если тебе не повезло быть хорошим человеком изначально, нужно делать всё возможное ради того, чтобы стать на него похожим. Сакура могла давным-давно начать выпускать на волю скопившуюся внутри горечь, но продолжала держаться ради тех людей, что были искренне добры к ней. Главной её ошибкой, впрочем, было то, что в попытках стать лучшей версией себя она не решала уже сложившуюся не по её вине проблему – а такое никогда ничем счастливым не оборачивалось. Её умение держать себя под контролем заслуживает похвалы, однако в любой ситуации эмоциям необходимо давать выброс: это Сакура, к сожалению, поняла с сильным опозданием.

«Стремись стать хорошим человеком, даже если знаешь, что на фоне правильных с рождения людей будешь чувствовать себя подделкой»… Если подумать, эта идея довольно близка к мечте Эмии Широ – его стремлению приблизиться к «безупречному миру, где все будут счастливы». Измениться самому куда проще, чем изменить мир, но даже понимая несбыточность собственной цели, Широ выкладывается на полную катушку – всё больше от себя отрекаясь.

Его действия на самом деле помогают окружающим людям. Как бы ни были губительны такие взгляды, довольно сложно порицать за них их носителя, ведь такое отношение выглядит как неблагодарность за все его жертвы. Тем не менее, «Fate/Stay Night» – это история об Эмии Широ. Соответственно, наиболее верным для неё завершением было бы обретение счастья самим Широ, а не только кем-то из его знакомых.

«Heaven’s Feel» наконец ставит главного героя перед выбором: продолжать следовать идеалам, пойдя по пути своего отца, или изменить направление, начав бороться за то, что по-настоящему важно для него лично. Что бы ни выбрал Эмия Широ, его путь будет сопровождаться множеством потерь: но если хранить верность самому себе, не сворачивая с избранной дороги – любые усилия обязательно вознаградятся. А уж после всего, через что ему довелось пройти, даже мирная жизнь с любимой девушкой станет восприниматься как величайшее благо.

797x597

Завершение

Вероятно, впервые я задумалась об этом после просмотра «Monogatari Series», но мне очень нравятся истории, преподносящие на рассмотрение темы вместо моралей. Хоть повествование в них зачастую и идёт от первого лица, мнение главного героя не отмечается как единственно-верное: тебе не пытаются навязать, что правильно, а что нет – лишь дают взглянуть на несколько точек зрения, наиболее близкую из которых нужно выбрать себе самостоятельно. И поднимаемые такими произведениями темы обычно сформулированы не в виде предложений с восклицательным знаком на конце, а в виде вопросов.

Что делает плохого человека плохим? Правильно ли жертвовать своим счастьем ради счастья других людей? На каком этапе мечта, которой ты готов следовать до последнего, превращается в одержимость? – и многое, многое другое.

Несомненно, у «Fate/Stay Night» есть и недостатки. Кого-то оттолкнёт продолжительность новеллы, временами, не отрицаю, граничащая с графоманией у автора, кого-то – раздражающая твердолобость протагониста, с которой придётся мириться на протяжении двух с половиной рутов. Да что там, кому-то могут не понравиться даже такие мелочи, как неудобное оформление (читать всё это дело придётся «в окошке», потому что TYPE-MOON до сих пор не додумались сделать ремейк на 1920х1080) или принадлежность к эроге. Несмотря на это, если вселенная вас заинтересовала – думаю, ознакомиться всё же стоит. Преимущества «Fate/Stay Night» во многом перевешивают её спорные моменты, а формат новеллы позволяет понять задумку не только в её изначальном облике – как-никак, она первоисточник всей франшизы – но и максимально полно.

В любом случае, как бы вы ни рассматривали «Fate/Stay Night» с самого начала – законченным произведением или отправной точкой в целую вселенную, при условии, что вас затянет – было бы не лишним уделить ей внимание. Быть может, идеи и взгляды кого-то из героев заставят вас подумать о том, что раньше не казалось важным, а даже если нет – вы всё равно имеете высокие шансы хорошо провести время, наблюдая за становлением Эмии Широ и всеми красочными событиями, что разворачиваются на его пути.


Отдельное спасибо Toku Tonari за вычитку и редактуру!
Комментарии
Скрыть 10 комментариев
Показать 10 комментариев
Загрузить ещё 10 комментариев
neyoki
neyoki#
Ура, новые статьи.
Mokkoriman
Mokkoriman#
Not bad
Toku Tonari
Toku Tonari#
Хорошая статья, особенно редактор крутой
SaberFSN
SaberFSN#
Но самое приятное в ВНке - это тру энд после прохождения всех рутов:love2:
Ershow
Ershow#
Ночами, время от времени, прослушиваю ост оригинального фейта. Всегда при прослушивании идут мурашки по коже, особенно от Kienai Omoi и Yakusokusareta Shouri no Tsurugi. А вот ост релты не впечатлил, многие треки что звучали хорошо, стали звучать плохо. Хотя есть и отличные треки, например Sorrow. В целом да, тут у каждого свое мнение.

А статья прекрасная. Особенно порадовала редактура, статья написана грамотно и четко.
Именно так мне хотелось бы писать статьи (если бы я их писал) и отзывы (которые почти не пишу)
воскресло снаружи 🎃
Даже тут казахский след
Fireworky
Fireworky#
@Toku Tonari, истинно так. Если б не редактор, читатели имели бы неосторожность наткнуться на несколько непрямых спойлеров и бесполезных абзацев по невнимательности автора. К счастью, всё обошлось. :s3:

@Ershow, спасибо за добрые слова! Вообще, в разделе про музыку я поначалу хотела написать, что из-за частоты повторения одних и тех же треков они успели надоесть и после прохождения новеллы мне вряд ли захочется их переслушивать. Однако чуть позже я всё-таки решилась послушать саундтрек заново – и, на удивление, он всё так же хорошо бил по эмоциям, как и раньше.

Насчёт Kienai Omoi могу только плюсануть, тоже один из любимых остов. Помимо него ещё Arata na Yoake очень понравился, уж больно запоминающейся концовка второго рута вышла. А что до реальты – старые треки в новой аранжировке звучали замечательно (типа темы Кирея), однако самым впечатляющим однозначно был Yume no Owari. Господи, это не просто лучшая композиция из набора реальты, но и чуть ли не одна из лучших во всей новелле – и это при том, что она играет там всего один раз. Как же меня с неё мурашит.
AniStASS2
AniStASS2#
все эти ваши фейтосрачи не отменяют того, что единственной по-настоящему крутой штукой в насуверсе является граница пустоты
l_ucik
l_ucik#
@AniStASS2, забанился а теперь с фейков пишешь :kia:
Projecter
Projecter#
Отличный пример того, как стоит описывать визуал.
но тру фейт - это фейк.
AniStASS2
AniStASS2#
@l_ucik, проблемы?
The Postal X_l_e_b
The Postal X_l_e_b#
@ЧУМБА, в Карнавале есть шутки про и Цуки, и про Мелти Блад, а ещё куча чисто японских приколов
no_name222
no_name222#
@kataneer, cringe :revenge:
no_name222
no_name222#
@AniStASS2, ну хоть не зеро и на том спасибо :ooph:
Dreamkiller
Dreamkiller#
@ЧУМБА, Карнавал - лучшее, что есть в Насуверсе, но только без знания контекста, это просто бессмысленные гэги
разве что кроме эпизода про трудности с гаремом, тут для опытного анимешника проблем с пониманием не возникнет
.
D4C Love Train
D4C Love Train#
Это текст про ВН, поэтому читать я ее его буду, но похвалю за то что пишешь что-то аналитическое на шикимори, статьи это круто :thumbup:
Flamme
Flamme#
Ого! Ничего себе статья... Если честно, то я даже заинтересовался этой новеллой (знал я о ней и раньше - но крайне поверхностно)...
Пожалуй сделаю отметку на будущее, что стоит ознакомиться с ней более предметно.
うちはサスケ
うちはサスケ#
интересненько+_+
Sera Scale
Sera Scale#
впрочем рут Прикосновение небес это просто верх блаженства
Zloy_Ded
Zloy_Ded#
Как Тосаку на 2 фотке однако перекосило. Все-таки в вн убогая графика XD
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть